Одним из наиболее распространенных элементов дополнительного светового оборудования, которое можно установить на автомобиль, считается замена заводских галогеновых фар на так называемые ксеноновые. Ксеноновый свет уже достаточно распространился в среде автолюбителей – эти яркие лучи немного голубоватого оттенка хорошо заметны в дорожном потоке. На самом деле, столь неземной, фантастический оттенок "ксенонов" гораздо ближе к дневному свету, чем традиционный желтоватый оттенок галогеновых фар; просто дает о себе знать сила привычки и устойчивость человеческого зрительного восприятия, с детства привыкшего к ночному освещению при помощи ламп накаливания.
Только в последние десятилетия производство и технология, наконец, дошли до возможности массового распространения так называемых газоразрядных ламп, когда лампа накаливания прошла свой эволюционный путь от лампочки Эдисона и Ильича до галогенных ламп и достигла в применении галогена своего логического потолка развития.
Напомним о технологических особенностях этих типов электрических устройств. Галогеновая лампа представляет собой стеклянную колбу, наполненную смесью газов из группы галогенов. Химические свойства этих газов способствуют возвращению испаряющегося в процессе нагревания вольфрама обратно на нить накаливания. Благодаря этой хитрости, в свое время конструкторам удалось более чем вдвое увеличить светоотдачу ламп подобного типа по сравнению с традиционными лампами накаливания. Судите сами: световой поток обычной автомобильной 45-ваттной лампы составляет около 600 люменов, а галогенной лампы в 55 ватт – более полутора тысяч люменов. К тому же колба галогеновой лампы значительно меньше загрязняется, а сама лампа служит существенно дольше, чем лампа накаливания, прежде всего за счет большей сохранности вольфрамовой нити. Но, хотя галогеновые лампы были явным технологическим прорывом по сравнению с лампой накаливания и её трехпроцентным КПД, все-таки для современного общества это оказалось недостаточным.
Поколение газоразрядных ламп получило свое название от технологии получения светового потока вследствие электрического разряда в газовой среде, представленной смесью инертных газов. Соответственно, в "ксеноновой" лампе основным газом в данной смеси является ксенон. Со временем, последовав пути ксерокса и памперса, ксеноны стали нарицательным названием для всех ламп данного типа, именно этим объясняется небольшие статистические разночтения в характеристиках различных "ксенонов". Электрическая дуга, возникающая между двумя электродами в 35-ваттной ксеноновой лампе, дает световой поток в 3000 люменов; причем этот свет достаточно легко сформировать в четкий световой пучок, что для автомобильных фар имеет большое значение. Благодаря отсутствию вольфрамовой нити газоразрядные лампы устойчивы к вибрациям, что также является большим плюсом для использования устройств этого типа в световом оборудовании автомобиля.
Особенностью ксеноновых (би-ксеноновых) ламп является "постепенность" их включения – газовой среде, испускающей свет, требуется несколько секунд для разогрева и достижения максимальной яркости. Но зато, каждую ксеноновую фару можно назвать "маленьким солнцем" – температура газовой смеси доходит до 4000 градусов по Цельсию!
Для успешной работы в режиме и дальнего и ближнего света применяются так называемые би-ксеноновые лампы – подвижные устройства, позволяющие достичь дальности освещения в 300-400 метров без возникновения ослепляющего эффекта.